Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
МБДОУ ЦРР –д/с № 65 «Улыбка» оснащено 12 групповыми помещениями, которые включают в себя: помещения группы, спальную комнату, приемную, туалетную комнату, которые отвечают требованиям СанПиН 2.4.3648-20. Каждая группа имеет свой оборудованный игровой участок.
Группы оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника
В детском саду функционируют 12 групп:
Из них:
2 группы– группа детей раннего возраста (от 2 до 3 лет),
3 группа – младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет),
1 группы – среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет),
3 группы - старшего дошкольного возраста (от 5-6 лет),
3 группы – подготовительный к школе возраст (от 6- 8 лет).
Группы оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника, которая соответствует современным требованиям стандарта дошкольного образования. В группах созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, элементарной трудовой деятельности, конструирования из различных материалов, изобразительной, музыкальной в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих принципах:
• насыщенность;
• трансформируемость;
• полифункциональность;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность.
В каждой группе созданы центры (уголки) активности для познавательной и экспериментально-поисковой деятельности, для проведения сюжетно-ролевых и театрализованных игр, изобразительной и конструктивной деятельности, двигательной и музыкальной деятельности. Данные центры в достаточном количестве оснащены развивающими игрушками, разнообразными играми, пособиями и материалами в соответствии с возрастом детей и требованиями образовательной программы. Педагоги постоянно обновляют и корректируют развивающую предметно-пространственную среду групп, учитывая интересы детей и их индивидуальные особенности. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.
Центры активности в группах
- Центр «Физкультурный уголок»
- Центр «Уголок природы»
- Центр экспериментирования
- Центр «Юный эрудит» (уголок развивающих игр)
- Центр «Архитекторы» (уголок строительства и конструирования)
- Центр «Игровая зона» (уголок для сюжетно-ролевых игр)
- Центр гражданско-патриотического воспитания (уголок «Моя родина Россия» и «Краеведческий уголок»)
- Центр безопасности (ПДД, ОБЖ, ЗОЖ)
- Литературный центр «Книжный уголок»
- Центр «Театрализованный уголок» (уголок для театрализованных (драматических) игр)
- Центр изобразительного искусства «Творческая мастерская»
- Центр «Музыкальный уголок»
Центр грамотности и письма /старший дошкольный возраст
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в группах Учреждения функционируют объекты (зоны) с целью обозначения игровых и обучающих территорий:
№ |
Название кабинетов |
Функциональное использование |
1 |
Зона обучения и развития: центр математики, науки и естествознания, грамотности и письма. |
Проведение занятий |
2. |
Центр «Физкультурный уголок» |
Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности. |
3. |
Центр «Уголок природы» |
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности. |
4. |
Центр экспериментирования |
Развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение. |
5. |
Центр «Юный эрудит» (уголок развивающих игр) |
Расширение познавательно - сенсорного опыта детей. Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение детьми операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один);развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках. |
6. |
Центр «Архитекторы» (уголок строительства и конструирования) |
Обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора разных размеров и материалов, бумаги, бросового и природного материалов. Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. |
7. |
Центр «Игровая зона» (уголок для сюжетно-ролевых игр |
Организация развлечений, формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно-ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. |
8. |
Центр гражданско-патриотического воспитания (уголок «Моя родина Россия» и «Краеведческий уголок») |
Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями. Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта. |
9. |
Центр безопасности (ПДД, ОБЖ, ЗОЖ) |
Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности. Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Формирование навыков безопасности собственной жизнидеятельности. |
10. |
Литературный центр «Книжный уголок» |
Личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. |
11. |
Центр «Театрализованный уголок» (уголок для театрализованных (драматических) игр) |
Организация развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра; организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков. Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях |
12. |
Центр изобразительного искусства «Творческая мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. Организация индивидуальной работы по образовательной области «художественно – эстетическое развитие», организация выставок для детей тематических и традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров. |
13. |
Центр «Музыкальный уголок» |
Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, где вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, знакомятся с творчеством известных композиторов, играют на музыкальных игрушках и учатся играть на настоящих инструментах. Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности. |
14. |
Центр грамотности и письма /старший дошкольный возраст/ |
Центр грамотности и письма направлен на формирование предпосылок обучения грамоте. совершенствования речевых способностей воспитанников старшего дошкольного возраста. |
15. |
Центр дежурства |
Обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях. |
Предметно-развивающая среда на территории детского сада |
|
Площадка по ПДД |
Практические занятия по правилам дорожного движения. |
Спортивные площадки |
Проведение физкультурных занятий на улице, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений. |
Огород, цветники |
Предназначен для опытно - исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельностью. |
Работа педагога-психолога и социального педагога в рамках функционирования социально-психологической службы направлена на:
- максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- создание эмоционального, психологического комфорта в ДОУ;
- изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер;
- составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
- содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада,
- родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка.
Социально-психологическая служба ДОУ ведет изучение особенностей социальной адаптации воспитанников, проводит занятия на социальную адаптацию воспитанников ДОУ, имеющих трудности в общении, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Социально-психологическое сопровождение воспитанников учреждения позволяет успешно решать задачи гармоничного развития каждого ребенка, укрепления его здоровья.
Кабинет педагога-психолога оборудован:
1) техническими средствами обучения: мультимедийный интерактивный развивающий стол; интерактивная песочница; аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности;
2) коррекционным оборудованием: массажные мячи, массажные дорожки, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения;
3) стимульным материалом к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией);
4) пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей);
5) профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).
— по звукопроизношению: речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, магнитная азбука, кубики с алфавитом;
— по фонетическому восприятию: наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха; — по лексическому запасу: дидактические игры, наборы иллюстрированного материала;
— по связной речи: наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов;
— методическая литература по разделам;
— для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, наборы картинок;
— картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию;
— пособия и материалы на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри;
— пособия и материалы для развития мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты;
— по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Наличие оборудованных библиотек
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотека располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
· Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
· Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
· Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные образовательной программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Наличие оборудованных объектов спорта
Для развития физических качеств и обеспечения разнообразной двигательной активности дошкольников, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей в ДОУ имеется музыкальный зал для проведения физкультурных и музыкальных занятий (оснащенный интерактивной доской, фортепиано, музыкальным центром, мультимедийным оборудованием, детскими музыкальными инструментами, фонотекой, спортивным оборудованием (скакалки, мячи, обручи, дуги, маты, сенсорные дорожки и т.д.). Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.
На территории детского сада имеется спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом.
В ДОУ имеется все для физического развития детей, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений.
№ |
Спортивный объект |
Функциональное назначение |
1 |
Музыкально -спортивный зал |
Используется для проведения занятий физической культурой, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп. |
2 |
Спортивная площадка |
Используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок. |
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ ЦРР –д/с № 65 «Улыбка» для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и обучающихся, так и самостоятельной деятельности обучающихся не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- типа и структуры занятия;
- количества детей;
- интереса детей;
- конкретных образовательных задач;
- сотворчество педагога и воспитанников.
В ДОУ используются следующие средства обучения:
§ печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
§ электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
§ аудиовизуальные (слайды);
§ наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
§ демонстрационные(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
§ спортивное оборудование.
В МБДОУ ЦРР –д/с № 65 «Улыбка» создана современная информационно-техническая база; компьютеры, ноутбуки, комплекты интерактивного оборудования, музыкальные центры, видео и аудио материалы для работы с детьми и педагогами.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания дошкольников.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ.
Информационная база ДОУ оснащена: локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи с интернет-провайдером. Интернет используется для следующих целей:
• информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников ДОУ (с соблюдением санитарных требований);
• работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
• поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
• самообразования педагогов ДОУ;
• участия в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов ДОУ.
Обучающиеся ДОО не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
В дошкольном образовательном учреждении имеется в наличии 19 персональных компьютеров. Подключения к Интернету имеют 9 компьютеров. Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя |
|
Наименование |
Кол-во |
Телевизор |
8 |
Компьютер |
19 |
Магнитофон |
12 |
Музыкальный центр |
1 |
Принтер |
7 |
Ноутбуки |
13 |
Видеомагнитофон |
1 |
DVD -проигрыватель |
1 |
Цифровой фотоаппарат |
1 |
Экран для мультимедиа |
1 |
Мультимедийный проектор |
1 |
Интерактивная доска |
7 |
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад. Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы и другие. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности:
• на занятиях по развитию математических, естественнонаучных, экологических представлений;
• художественному творчеству, развитию речи, музыке;
• осваивают новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество и др.
Мультимедийное оборудование активно используем на родительских собраниях, досуговых мероприятиях, мастер-классах.
Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги). Используются интерактивные доски, интерактивный стол.
Активно используются развивающие программы «Развивающие игры», «Игры со словами», «Шаг за шагом», «Игры маленького гения».
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда - целевая программа, направленная на создание условий для полноценной интеграции маломобильных групп населения. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Нормативы соответствуют для отдельных категорий инвалидов. Обеспечение доступности возможно при организации помощи инвалиду со стороны сотрудников ДОУ.
Для инвалидов, передвигающихся в кресле-коляске нет альтернативных форм обслуживания, т.к. параметры структурно-планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям.
Вход на территорию ДОУ оснащен адресной тактильной табличкой с дублированием азбукой Брайля и кнопкой вызова персонала для доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вход в здание оснащен съемным пандусом, установлены таблички с дублированием азбукой Брайля с расположением кабинетов указатели входов и выходов.
В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание условно доступен для некоторых категорий инвалидов. Запланированы мероприятия, которые позволят улучшить ситуацию. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица, кнопка для его вызова находится на посту охраны.
Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здании оборудовано 12 групповых помещений с раздевальными, игровыми, умывальными и туалетными комнатами. Каждая группа оснащена современной детской мебелью, игровым материалом, и оборудованием для занятий: магнитными и интерактивными досками, магнитофонами, и телевизорами.
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрасту детей и ФГОС ДО. Для создания уюта и комфорта в детском саду во всех возрастных группах создана предметно-развивающая среда, которая соответствует современным требованиям стандарта дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих принципах:
• насыщенность;
• трансформируемость;
• полифункциональность;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность.
Предметно-пространственная организация групповых комнат обеспечивает выбор детьми центра для организации своей свободной деятельности:
- центр игры – сюжетно-ролевой и развивающие игры;
- центр экспериментирования;
- центр для художественного творчества;
- центр уголок художественной литературы;
- музыкальный центр;
- уголок дорожной безопасности;
- центр воды и песка (в группах раннего и младшего возраста).
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ И БИБЛИОТЕКИ
• методический кабинет
В методическом кабинете создана библиотека периодических изданий, методической и детской литературы, демонстрационный и раздаточный материал, репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства; электронные образовательные ресурсы, документация по содержанию работы ДОУ.
• кабинет учителя-логопеда
В ДОУ имеются логопедический пункт для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логопедический пункт предназначен для:
— проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
— проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя- логопеда с детьми.
Учебно-методические пособия для коррекционной логопедической работы:
— по звукопроизношению: речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, магнитная азбука, кубики с алфавитом;
— по фонетическому восприятию: наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха; — по лексическому запасу: дидактические игры, наборы иллюстрированного материала;
— по связной речи: наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов;
— методическая литература по разделам;
— для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, наборы картинок;
— картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию;
— пособия и материалы на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри;
— пособия и материалы для развития мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты;
— по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
• кабинет социально-психологической службы;
Работа педагога-психолога и социального педагога в рамках функционирования социально-психологической службы направлена на:
- максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- создание эмоционального, психологического комфорта в ДОУ;
- изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер;
- составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
- содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада,
- родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка.
Социально-психологическая служба ДОУ ведет изучение особенностей социальной адаптации воспитанников, проводит занятия на социальную адаптацию воспитанников ДОУ, имеющих трудности в общении, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Социально-психологическое сопровождение воспитанников учреждения позволяет успешно решать задачи гармоничного развития каждого ребенка, укрепления его здоровья.
Кабинет педагога-психолога оборудован:
1) техническими средствами обучения: мультимедийный интерактивный развивающий стол; интерактивная песочница; аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности;
2) коррекционным оборудованием: массажные мячи, массажные дорожки, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с основной образовательной программой ДОУ;
3) стимульным материалом к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией);
4) пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей);
5) профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).
Объекты спорта, приспособленные для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Сохранение и укрепление здоровья одна из приоритетных задач дошкольного учреждения. Для развития физических качеств и обеспечения разнообразной двигательной активности дошкольников в ДОУ функционируют объекты спорта, предназначенные для: проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп.
Музыкальный зал для проведения физкультурных и музыкальных занятий (оснащенный интерактивной доской, фортепиано, музыкальным центром, мультимедийным оборудованием, детскими музыкальными инструментами, фонотекой, спортивным оборудованием (скакалки, мячи, обручи, дуги, маты, сенсорные дорожки и т.д.).
О средствах обучения и воспитания для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МБДОУ ЦРР – д/с № 65 «Улыбка» функционируют помещения для проведения практических занятий, в том числе с детьми-инвалидами и детей с ОВЗ. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественным и искусственным освещённостью, воздушно – тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов осуществляется в соответствии с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (абилитации).
ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО И ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В детском саду учебный и игровой материал подобран с учетом возрастных возможностей детей, ориентирован на их всестороннее развитие, на зону ближайшего развития каждого ребенка. В групповых комнатах постепенно, по мере взросления детей, меняется оснащение предметно развивающей среды, добавляется оборудование.
В воспитательно - образовательном процессе широко используются учебные и игровые зоны. В каждой группе есть необходимый материал, методическая литература для организации работы с детьми. В каждой возрастной группе оборудованы физкультурные уголки, уголки для конструктивного – моделирования, уголки по развитию изобразительной деятельности. На территории детского сада обустроена спортивные площадки, площадка по ПДД, огород.
Предметно-развивающая среда
Площадка по ПДД
Практические занятия по правилам дорожного движения.
Спортивные площадки
Проведение физкультурных занятий на улице, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений.
Огород
Предназначен для опытно - исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельностью.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в Учреждении пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных зон «Уголков».
Развивающая среда во всех группах ДОУ соответствует возрастным особенностям детей. В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря природы. В уголках экспериментирования дошкольники знакомятся с простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, микроскоп, магнит, весы и т.п.), ставят простейшие опыты.
В каждой группе организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских рассказов, сказок). Воспитатели с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах имеются выставки фотографий, групповые альбомы. Кроме этого каждая группа имеет свое название, визитную карточку, которая также обыгрывается в предметной среде группы.
Для формирования элементарных математических представлений изготовлены и приобретены: таблицы, схемы, перфокарты, демонстрационный и раздаточный материал для обучения количеству и счету, решению задач. В группах имеются различные рабочие тетради с заданиями, подобраны задачи-шутки, задачи-головоломки для развития логического мышления детей. С целью развития элементарных естественно— научных представлений, приобретены: учебно-наглядные пособия, гербарии, коллекции плодов, семян, микроскопы, энциклопедии для детей.
В ДОУ активно ведётся работа по расширению сферы познавательных интересов детей, формированию навыков исследовательской деятельности. Для детского экспериментирования в старших и подготовительных группах созданы мини-лаборатории, где дети самостоятельно познают свойства веществ, таких как глина, песок, сахар, бумага разного качества и т.д., проводят простейшие опыты с магнитами, зеркалами, грузами разной величины.