«Творческая мастерская» для детей от 5 до 6 лет

Воспитатель высшей категории Зарудняя Людмила Александровна.
Воспитатель высшей категории
Зарудняя Людмила Александровна

Особенность Программы заключается в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя различные виды деятельности:

- рисование с использованием нетрадиционных техник,

- лепка из пластилина (пластилинография),

-  конструирование из бумаги (оригами), 

- декоративная лепка и роспись,   

что является универсальным образовательным средством, способствующим развитию творческих способностей детей, познанием свойств различных материалов, овладением способами практических действий, проявлению чувства прекрасного и бережного отношения к окружающему миру.

Нетрадиционные художественные техники:

  • Рисование ладошкой;
  • Тычок жесткой полусухой кистью;
  • Оттиск печатками из овощей;
  • Скатывание бумаги;
  • Рисование манкой.  

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Конструирование из бумаги (оригами)- занятия предназначены для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами.

Декоративная лепка и роспись - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.

Структура программы учитывает потребности детей в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.

Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Ожидаемые результаты:

по рисованию:

- дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

- различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические  фигуры, колорит, композицию;

- сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом;

- научатся создавать изображение предметов по своему воображению, сюжетные изображения на тему окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений;

- использовать разнообразную технику рисования и композиционные решения.

по пластилинографии:

- овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения;

- будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;

- овладеют различными техническими приемами и способами лепки;

- научатся самостоятельно изготавливать из пластилина картины несколькими способами;

- научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;

- разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность;

- выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

по оригами:

- ориентироваться на листе бумаги, научиться различным приемам работы с бумагой, складывать лист бумаги пополам;

- складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;

- знать основные геометрические понятия и базовые формы: оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка;

- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

по декоративной лепке:

- научатся изображать в лепке фигуры людей, животных и явления природы, дополнять получившуюся поделку деталями;

- различают материал (его свойства) для лепки: глина, соленое тесто, пластилин;

- знакомы с народным искусством, различают виды декоративного промысла, элементы, цвета, колорит.

Программа занятий

Режим занятий: во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительность 25 минут.

Перспективный план работы для детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ

«Овощи»

(пластилинография)

Цель: научить детей лепить из пластилина овощи по заготовкам-силуэтам, соблюдая симметрию. Закреплять умение: расплющивание, разглаживание.

Материал: зеленая и оранжевая чечевица, овес, пшено, горох, семечки тыквы, арбуза, подсолнечника, набор пластилина, стека, ножницы, белая бумага, клей ПВА, бесцветный лак, картинка - заготовка: плотный картон зеленого цвета

З. Д. Коваленко – Аппликация семенами стр. 40

1 занятие  - «Силуэты»

Сложить бумагу пополам, нарисовать контур, вырезать. Развернув, увидим вазу, ее нужно приклеить на картон. Таким  же образом необходимо вырезать овощи (огурец, морковь, помидор) и приклеить "в вазу"

2 занятие – «Пластилинография»

Продолжать учить детей раскрашивать пластилином каждый элемент поделки.

3 занятие – «Работа с семенами»

Украсить вазу с овощами  семенами контрастных цветов. Семена берем по одной штуке, для удобства смачивать пальцы влажной губкой. Обратить внимание детей на аккуратность, симметричность рисунка, особенности формы и цвета семян.

«Фруктовый натюрморт»

(рисование)

Цель: научить детей составлять натюрморт из фруктов , определяя форму, величину, цвет и расположение разных частей, отображать эти признаки в рисунке. Учить создавать созвучный тон с помощью акварели

Материал: мисочка либо пластиковая тарелочка, гуашь, разведенная в тарелочках, кисти № 3, салфетка, клеенка, разрезные фрукты (яблоки, лимоны, груши), трафарет вазы на каждого ребенка.

Н. М. Савельева - В мире красок стр. 22

1занятие – « Печатание разрезными фруктами»

Дольки фруктов окунаем с разведенной гуашью, и делаем фруктовый оттиск на вазе. Печатаем много разных фруктов, но для того, чтобы у нас получались отчетливые  отпечатки фруктов, нужно дорисовать кисточкой у яблока семечки, черешки.

ОКТЯБРЬ

«Осенние деревья»

(пластилинография)

Цель: способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе.

Материал: плотный картон, набор гуаши, поролоновые валики, прищепка, набор пластилина, стека, салфетка, досточка, иллюстрации с изображением различных деревьев.

Г. Н. Давыдова – Пластилинография стр. 11

1занятие – Фон

Научить детей создавать фон для будущего панно при помощи поролона и гуаши. Фон можно изображать по-разному примакиванием (небо, облака), снизу-вверх (трава)

2 занятие – Елочка

Продолжать учить раскатывать колбаски. Закреплять умение делить пластилин на 4 кусочка, по возрастанию. При помощи стеки «распушить» нижнюю часть веток. Формировать интерес изображению предметов на плоскости.

3 занятие – Береза

Продолжать развивать мелкую моторику детей и творческие способности. Учить передавать в лепке толщину, цвет и расположение веток. Учить преобразовывать шарики в «капельки» (листочки)

4 занятие – Клен

Продолжать развивать мелкую моторику детей и творческие способности. Учить передавать в лепке толщину и расположение веток. Учить преобразовывать шарики в овалы (листочки)

НОЯБРЬ

«Чудо-хохлома»

(пластилинография)

Цель: воспитывать интерес и знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме  и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Материал: бумажный стакан черного цвета, набор пластилина, стека, досточка, салфетка, образцы изделий хохломы и иллюстрации.

Г. Н. Давыдова – Пластилинография стр. 82

1 занятие – «Травинки, завитки»

Продолжать учить раскатывать тонкие колбаски и располагать вокруг стаканчика. Научить заворачивать колбаски по кругу

2 занятие – «Клубника и смородина»

Учить детей преобразовывать шарик из пластилина в форму клубники. Продолжать учить катать шарики – горошины (семена). Научить детей раскатывать колбаски и при помощи стеки преобразовывать в листочки. Учить располагать попарно шарики (смородина) по обе стороны веточки.

3 занятие – «Цветы и листики»

Учить располагать шарики в форме цветка: желтый серединка, 5 белых вокруг лепесточки. Продолжать учить раскатывать пластилин в виде «моркови» и приплющивать его, преобразовывая в лист, а при помощи стеки прорисовать жилки.

«Осенняя пора»

(рисование)

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности; закреплять понятие "симметрия"; развивать творческое воображение, мышление, фантазию, умение детей создавать композиции и передавать образ природы в рисунках, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Материал: краски акварельные, банка с водой, кисти № 2, №5, палитра, салфетка, альбомный лист с линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым, нижняя - синим.

Н. М. Савельева - В мире красок стр. 22

1занятие – « Монотипия пейзажная»

На одну половина листа наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа около водоема. Затем лист складывается пополам и проглаживается так, чтобы получился отпечаток на другой половине. И затем элементы на берегу необходимо освежить красками.

ДЕКАБРЬ

«Снеговик»

(пластилинография)

Цель: воспитывать эмоциональную  отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания.

Материал: картон белого цвета А4, влажная салфетка, манная крупа клей, ПВА, гуашь голубого цвета, набор пластилина, салфетка, доска для лепки, игрушка снеговик.

Г. Н. Давыдова – Пластилинография стр. 18

1занятие – Фон

Научить детей создавать фон для будущей поделки при помощи гуаши и влажной салфетки. Дополним "Зимний фон" путемприклеивания манной крупы.

2 занятие – «Голова снеговика» (голова, ведро, нос-морковь, глаза)

Продолжать учить детей раскатывать колбаски и выкладывать их по контору. Середину детали заполняем маленькими шариками из пластилина.

3 занятие – «Туловище снеговика»

Продолжать учить детей раскатывать колбаски и выкладывать их по контору. Середину детали заполняем маленькими шариками из пластилина.

4 занятие – «Метла, шарфик, снежинки»

Продолжать учить детей раскатывать колбаски. Научить при помощи тонких колбасок выкладывать снежинки.

ЯНВАРЬ

«Жар - птица»

(пластилинография)

Цель: научить детей делать наброски простым карандашом, соблюдая пропорции частей тела. Продолжать обучать в работе с пластилином, крупами, семенами. Развивать фантазию, воображение. 

Материал: оранжевая и черная чечевица, пшено, гречка, горох, семечки арбуза, тыквы, ириса, лимона. Пластилин разных цветов. Стека. Влажная губка. Глаз для мягкой игрушки. Картинка-заготовка: лист цветного картона. Иллюстрации птиц

З. Д. Коваленко – Аппликация семенами стр. 52

1занятие – Заготовка

Продолжать детей учить обводить силуэт птицы простым карандашом. Дать детям выбор в цвете пластилина. Продолжать учить отрывать небольшие кусочки пластилина и "раскрашивать птицу", тщательно размазывая и убирая лишнее стекой.

2 занятие – работа с семенами

Украсить жар- птицу семенами контрастных цветов. Семена берем по одной штуке, для удобства смачивать пальцы влажной губкой. Обратить внимание детей на аккуратность, симметричность рисунка, особенности формы и цвета семян.

«Звездное небо»

(рисование)

Цель: воспитывать у детей эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Материал: краски акварельные, свеча, банка с водой, кисти, салфетка, альбомный лист, цветные карандаши

Н. М. Савельева - В мире красок стр. 25

1занятие – «Свеча и акварель»

Весь белый лист закрашиваем цветными карандашами (пастельными тонами разных цветов). Берем свечу и ей рисуем звезды по закрашенному листу. Рисунка, выполненного свечой не видно, но на ощупь чувствуется. Далее рисуем акварельными красками темных цветов (черный, фиолетовый, синий). Краски - больше, воды - меньше.

«Рыбка»

(оригами)

Цель: складывать из бумаги фигурки; развивать умение выполнять фигуру рыбы способом оригами по инструкции педагога

Материал: 2 квадрата одного размера: один красного цвета, другой красного цвета.

С. В.Соколова  - Оригами стр. 11

О. М. Жихарева - Оригами для старших дошкольников стр. 11

1занятие – «Рыбка»

Согласно схемам и инструкциям воспитателя формировать умение конструированию из бумаги

ФЕВРАЛЬ

«Удивительная дымка»

(пластилинография)

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый  силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях.

Материал: плотный картон белого цвета с силуэтом барыни-водоноски,  набор пластилина, салфетка, доска для лепки, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, кукла-барыня, кукла-водоноска.

Г. Н. Давыдова – Пластилинография стр. 75

1 занятие – «Контур и лицо»

Определить,  какие части силуэта нужно заполнить однородным цветом (кокошник, лицо куклы, кофточка, коромысло, ведра) Научить оформлять прическу куклы: раскатать тонкую колбаску, сложить ее вдвое и перекрутить в жгутик. При помощи шариков оформить лицо: глаза, щеки, рот.

2 занятие – «Выполнение узора»

  • кружок – раскатать шарик и сплющить его
  • колечко – формируется из тонкой колбаски, соединив концы
  • точка – очень маленькие шарики
  • полоска – тонкая колбаска

Все элементы закрепить в нужном месте легким нажатием.

«Утка»

(декоративная лепка)

Цель: учить изображать предметы путем вытягивания частей из целого куска, передавать характерную форму туловища - сплюснутый овал. Закреплять умение соблюдать пропорциональное соблюдение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить делать стекой узор на крыльях утки.

Материал: игрушка утка, пластилин, доска, стека, влажные салфетки, кисточка, гуашь, баночка с водой

Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б.  стр. 49

И. А. Лыкова – альбом

«С чего начинается Родина» народное искусство

1 занятие – «Лепка игрушки»

Показать способ лепки из целого куска (дети повторяют за воспитателем): вытянуть шею, голову, клюв. Сделать из небольшого куска подставку. Покрыть готовое изделие белой гуашью.

2 занятие – «Выполнение узора»

Напомнить детям элементы дымковской росписи: круг, точка-горошина, прямая и волнистая линия, клетка. предложить детям самостоятельно выбрать цвета и элементы росписи.

МАРТ

«Подснежник»

(оригами)

Цель: складывать из бумаги фигурки; развивать умение выполнять фигуру подснежника способом оригами по инструкции педагога. Учить следовать устным инструкциям, работать сосредоточено тщательно выравнивая углы, обдумывать последовательность действий.

Материал: Зеленый квадрат размером 10*10 и квадрат белого цвета размером 8*8

С. В.Соколова  - Оригами стр. 51

1занятие – «Подснежник»

Согласно схемам и инструкциям воспитателя формировать умение конструированию из бумаги

«Чертополох»

(пластилинография)

Цель: развивать у детей любознательный интерес к природе и представления о зависимости существования конкретного растения от  условий окружающей среда. Продолжать отрабатывать навыки работы с пластилином: упражнять в скатывании колбасок (столбиков) равной длины и толщины прямыми движениями обеих рук. Развивать эстетическое и образное восприятие.

Материал: плотный картон желтого цвета, пластилин фиолетового (лилового) и зеленого цветов, стека, доска для лепки, влажная салфетка, иллюстрация с изображением чертополоха.

Г. Н. Давыдова – Пластилинография  (Цветочные мотивы) стр. 50

1 занятие – «Стебли и листики»

Продолжать учить раскатывать колбаску одинаковой толщины и формировать из нее стебли будущих цветов. Соединить зеленый пластилин с небольшим количеством белого и сформировать (Сплющить и заострить из него листочки. Разместить в нижней части композиции. 

2 занятие – «Цветы»

При помощи трех одинаковых расплющенных шариков сформировать "чашелистики". А для лепестков понадобится много раскатанных тонких колбасок фиолетового цвета. Научить детей плотно укладывать колбаске веерообразно, чтобы цветы получались объемными.

«Цветочная поляна»

(рисование)

Цель: развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной технике рисования - набрызга, обучать особенностям изображения объектов с помощью данной техники, развивать мелкую моторику, цвето - и эстетическое восприятие; воспитывать средствами искусства бережное отношение к природе.

Материал: альбомный лист формата А4, акварель или гуашь, кисть (белка) № 6, кисть (плоская щетина) № 8 или старая зубная щетка, стека, банка-непроливайка, салфетки, трафареты цветов разной величины.

Н. М. Савельева - В мире красок стр. 26

1занятие – « Набрызг»

Сначала тонируем лист бумаги, вверх- светло-голубой, а низ - бледно-зеленый. Прикладываем трафареты цветов и при помощи набрызга создаем цветочную полянку.

АПРЕЛЬ

«Бабочка»

(рисование)

Цель: учить работать в технике монотипии, продолжать учить рисовать мелкие детали и узоры тонкой кистью; закреплять умение рисовать по представлению бабочку, располагая рисунок с левой стороны от  сгиба листа, передавать пропорции; воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы.

Материал: альбомный лист формата А4, сложенный пополам, кисти № 1, 5, салфетки, акварельные краски, палитра, банка-непроливайка.

Н. М. Савельева - В мире красок стр. 27

1занятие – « Монотипия предметная»

На правой половинке листа рисуем половину бабочки - верхнее и нижнее крыло. Левую сторону прижимаем к правой и тщательно разглаживаем. Затем дорисовываем детали (глаза, усики).

«Сова»

(оригами)

Цель: складывать из бумаги фигурки; развивать умение выполнять фигуру совы способом оригами по инструкции педагога. Учить следовать устным инструкциям, работать сосредоточено тщательно выравнивая углы, обдумывать последовательность действий.

Материал: два коричневых квадрата размеров 10*10 см и 8*8 см, а также два красных квадрата размеров 5*5.

С. В.Соколова  - Оригами стр. 33

1занятие – «Сова»

Согласно схемам и инструкциям воспитателя формировать умение конструированию из бумаги

«Бабочка»

(пластилинография)

Цель: научить детей симметрично украшать крылья бабочки, используя для создания узора пластилин и семена. Воспитывать художественный вкус, развивать творческие способности, фантазию.

Материал: плотный картон белого цвета с силуэтом бабочки,  набор пластилина, горох, чечевица красного и зеленого цветов, зерна кукурузы, салфетка, доска для лепки, иллюстрации с изображением бабочек

З. Д. Коваленко – Аппликация семенами стр. 38

1-2 занятие – «Верхние крылья»

При помощи пластилина желтого цвета раскрасить верхние крылья и украсить их горохом (прилепливать крупу плоской стороной, стараясь распределять как можно ближе друг к другу)

МАЙ

3-4 занятие – «Нижние крылья»

При помощи пластилина красного или зеленого цвета (на выбор) раскрасить нижние крылья и украсить их чечевицей соответствующего цвета. Раскрасить черным пластилином туловище, а из раскатанных колбасок сформировать усики.

«Тюльпаны в саду»

(рисование)

Цель: продолжать учить детей самостоятельно в определенной последовательности создавать весеннюю картину; развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику рук; способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения; воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.

Материал: альбомный лист формата А4, гуашь, коктейльные трубочки, кисти №6,2, палитра, банка-непроливайка, салфетки.

Н. М. Савельева - В мире красок стр. 28

1занятие – « Кляксография»

Разводим в палитре до жидкого состояния краску, кисточкой делаем пятно. Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Эту процедуру повторяем несколько раз. При помощи кисточки дорисовываем стебелек и листочки.

«Клоун»

(оригами)

Цель: складывать из бумаги фигурки; развивать умение выполнять фигуру клоуна способом оригами по инструкции педагога. Учить следовать устным инструкциям, работать сосредоточено тщательно выравнивая углы, обдумывать последовательность действий.

Материал: квадраты из бумаги, окрашенной с одной стороны, один квадрат - оранжевый размером 5*5 см, второй квадрат - любого цвета размеров 10*10 см

С. В.Соколова  - Оригами стр. 44

1занятие – «Клоун»

Согласно схемам и инструкциям воспитателя формировать умение конструированию из бумаги Клоуна

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie